…а не возможно передать цвет, льющийся на предметы, окутывающий их тысячами оттенков . (И в этом случае передача освещения является одним из сильнейших средств воздействия на зрителя.)

Увеличение или уменьшение силы освещения поверхностей и восприятие их не изменятся, если при этом будут сохранены их пропорциональные тоновые отношения. Таким образом, зрительные впечатления определяются отношениями яркостей.

Работая с натуры, выполняя тональный рисунок или живопись, надо так распределить на изобразительной плоскости переходы тонов от светлого к темному, чтобы самое темное в натуре было и на рисунке самым темным, самое светлое – самым светлым, а остальные промежуточные тона во столько раз сильнее или слабее этих двух пределах, во сколько они выглядят слабее или сильнее в натуре . Таким образом идти путем сравнения тонового отношения.

Овладеть тональными отношениями – это значит овладеть одноцветной живописью. На практике мы убедились что полезно начинать писать одним цветом. Лучше пользоваться такими красками: умбра натуральная или жженная, марс коричневый. Избегать ярких красок: ультрамарин, краплак и др. «…нужно все время приучать мыслить и работать отношениями».

Д.Н.Кардовский.

Ведь мы любуемся не только «Золотой осенью» Левитана или «Ночью на Днепре» Куинджи, но и полотнами Рембрандта, где борьба света и тени является едва ли не главным средством раскрытия человеческих судеб. Изображение суперечного освещения царских покоев Ивана Грозного, так подчеркивающее драматизм события (смерть сына), было не возможным без верного определения Репиным общего тона картины.

Во всяком реалистическом произведении есть компоненты, заставляющие зрителя поверить художнику, проникнуться его чувствами и идеями. Речь идет о пространстве, пластике и материальности всего, что наполняет полотно. Другими словами, на холстах художников изображены не пятна светлых и темных красок, а реальные предметы, сделанные из дерева, металла, стекла и др., имеющие форму и находящиеся в пространстве. Надо помнить, что материальность предметов в картине не всегда изображаются одинаково подробно и тщательно. Все зависит от их удаленности и освещенности. Так дальний лес кажется нам в действительности, а следовательно и в этюде, голубой или синей полоской. И все же создается ощущение, что это не просто полоса голубой или синей краски, а зеленый лес, только находящийся вдали. Это ощущение достигается при помощи верно угаданного тона и тональных отношений, взятых в ее пределах. Еще пример пейзажные этюды Левитана. Мощно и обобщенно, как бы одним мазком написания трава кажется живой и колышущейся под порывом ветра, плывут облака, трепещет листва деревьев.

В процессе обучения необходимо, прежде всего, усвоить основной закон живописи – закон тоновых и цветовых отношений и метод их определения. Обучение подлинному мастерству живописи начинается с того момента, когда художник овладевает методом работы отношениями при специальной постановке зрения на цельность восприятия.

Кроме этого обучение живописи необходимо освоить вопросы:

- господствующая роль рисунка в живописи;

- воздушная перспектива;

- правила передачи на изобразительной плоскости объемных, материальных и пространственных качеств изображаемых предметов.

Таким образом, внимательно вглядываясь в шедевры изобразительного искусства, мы отмечаем, что теория общего тона является одним из главных факторов художественного изображения действительности.

При просмотре работ студентов, можно определить о грамотном выполнении задания. Прежде всего, работа должна свидетельствовать о достаточно высоком уровне подготовки, это умение приводить изображения к тональной и цветовой целостности и единству.

А.А.Пластов «Полдень». 1961. М.

И.И.Левитан «Осеннее утро. Туман». 1887. М.

«Вечер на Волге». 1888. М.

«Сумерки. Луна». 1899. М.

«Озеро (Русь)». 1900. М.

П.П.Кончаловский «Сухие краски». 1913. М.

«Корзина с рябиной». 1947. М.

И.И.Машков «Московская снедь. Хлебы». 1924.М.

Н.А.Удальцова «Лук в миске». 1952.М.

Ф.А.Васильев «Оттепель». 1871.М.

Литература

1.Рисунок и живопись. Издательство «Искусство» М. 1963. Том 1.

2.Основы изобразительного искусства. Г.В.Беда. Ленинград. 1963.

3.Школа изобразительного искусства «Изобразительное искусство». М.1986.

Конструктор сайтов - uCoz